автор mamakiri Пт Янв 02, 2009 4:18 pm
У детей первого года жизни необходимо формировать активное бодрствование и глубокий сон. Поэтому режим в этом возрасте считают основой воспитания.
Чтобы сформировать глубокий, полноценный сон, нужно знать некоторые его особенности. При засыпании, т. е. в начале развития сонного торможения, обычно возникает вспышка возбуждения. У детей первого года жизни это возбуждение выражается в беспокойных движениях, хныканье, и может носить стойкий характер, затрудняя засыпание. Может наблюдаться затрудненный переход от сна к бодрствованию.
Поэтому в раннем возрасте формирование у ребенка способности спать крепко положенное по режиму время начинается с выбора момента укладывания. Для этого нужно внимательно подмечать признаки начинающегося утомления. Укладывание ребенка спать нужно проводить грамотно: не торопиться, спокойным, ласковым разговором создавать установку на сон. Нужно помнить, что нельзя заигрывать с ребенком, выполнять резкие движения и неприятные для него процедуры (чистка носа), так как легко можно вызвать возбуждение.
Спокойное засыпание зависит от того, вовремя ли уложен ребенок. Здесь помогают наблюдения за ним, а также соблюдение примерных норм сна и бодрствования.
Есть ли меры, облегчающие переход от бодрствования ко сну? В народной педагогике широко применяются укачивание, пение колыбельных и т. п., так называемые монотонные раздражители. Однако они вместо пользы иногда приносят ребенку вред. Почему? Чтобы понять это, нужно знать характер протекания сна.
По своей глубине он неоднороден. Глубокий сон чередуется с поверхностным. Глубокий сон легко отличить от поверхностного даже при простом наблюдении: ребенок неподвижен, веки плотно сомкнуты, дыхание ровное. Чем младше ребенок, тем хуже он спит: периоды глубокого сна у него короткие, а поверхностного - частые и длительные. С возрастом и при правильном воспитании длительность каждого периода глубокого сна к концу года жизни у детей увеличивается в 2-2,5 раза (с 15-20 до 40-45 минут).
В периоды неглубокого сна кора головного мозга лишь частично охвачена сонным торможением. Поэтому нервная система способна воспринимать внешние воздействия, дети ворочаются, кряхтят, приоткрывают глаза. В это время самые маленькие могут проснуться. Особенно легко в периоды неглубокого сна просыпаются дети, привыкшие засыпать при укачивании.
Зная, что глубокий сон чередуется с неглубоким, нужно стараться, чтобы в период неглубокого сна ребенок не проснулся, т.е. соблюдать в это время тишину.
Наибольшие трудности возникают при организации сна в первые 2 месяца жизни. Именно в этот период нужно воздерживаться от укачивания и других аналогичных методов. Сон как активный процесс внутреннего торможения может формироваться лишь при условии, если организм ребенка самостоятельно преодолевает трудности засыпания и неглубокого сна. В более старшем возрасте ребенок, которого воспитывают правильно, справляется с этим относительно легко и продолжает спать.
Полный отдых и восстановление сил ребенка наступают в случае, когда дневной сон включает два глубоких периода: засыпание длится 7-8 минут, потом глубокий сон 20-30 минут, вслед за ним неглубокий такое же время, а затем второй отрезок глубокого сна. Это и составляет в целом 1,5-2 часа, т. е. длительность дневного сна, предусмотренную режимом.
Если ребенок систематически просыпает время кормления, будить его в период глубокого сна нельзя. Иногда это допустимо в период неглубокого сна, но правильнее изменить режим.
Необходимое условие хорошего сна - свежий воздух. Здесь ребенок легко засыпает, спит крепко и положенное время. В холодное время года приучать ребенка ко сну на свежем воздухе начинают со второго месяца жизни. Вначале маленького ребенка выносят на воздух только на 20-40 минут. Досыпает он в помещении. А к 3 месяцам малыш все время может спать на улице при температуре воздуха в средней полосе до -10-12 градусов мороза.
Для организации жизни ребенка по режиму, начиная с первых недель и месяцев жизни, важно приучить его активно бодрствовать и глубоко спать.